Региональный Общественный Центр Интернет Tехнологий

Москва, Нахимовский 47, офис 307, тел.(095)332-4852, rocit@rocit.org, http://www.rocit.ru

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

30 ноября 2000 года состоялся очередной семинар РОЦИТ. Заседание было посвящено теме: “Доступ в интернет через операторов сотовых сетей”. Семинар вел исполнительный директор РОЦИТ Джан Хан-Магомедов.

 

Вячеслав Ерохин, "Ericsson" (http://www.ericsson.ru), посвятил свой доклад технологиям мобильного интернета компании Эрикссон. По мнению Вячеслава, мобильный интернет позволит операторам открыть новые источники доходов, привлечь новых пользователей и снизить расходы. В числе рисков были названы: отсутствие четкого бизнес кейса, неразвитость отраслевых отношений,

отсутствие контента, медленное развитие данного рынка,

отсутствие регулирования, отсутствие абонентских терминалов,

психологический барьер относительно перехода  на новые технологии, фокус на “мгновенном скачке” в UMTS

 

.

Эрикссон продвигает концепцию мобильного интернета, которая включает как технологическую составляющую (WAP, GPRS, EDGE, WCDMA) так и услуги (электронная коммерция, мобильный офис, единая система сообщений). В силу технологических, а иногда и исторических особенностей, невозможно обеспечить мгновенный переход к новейшим технологиям. Поэтому, компания Эрикссон выделяет несколько этапов, первым из которых является доступ к информационным услугам, например, с использованием WAP. Вторым - создание специальных услуг для мобильных абонентов. Третьим - внедрение интерактивных коммуникаций и услуги позиционирования.

Среди решений Эрикссон для мобильного интернета мобильный портал, единая система сообщений, iPulse, AirCalendar, e-Pay, м-коммерция, мобильный банк, мобильная биржа,

 Wireless Travel Management, (WTM), WapIDE - WAP Integrated Development Environment и разработка специализированных решений.

 

 

 

 

Станислав Борисов, "Nokia" (http://www.nokia.com.ru, http://www.nokia.com), рассказал о видении будущего мобильных услуг компании Nokia, так, в скором времени появится новое поколение пользователей мобильных телефонов с новыми ожиданиями. Они будут воспринимать приложения как должное, ожидать все более улучшенных приложений, требовать более насыщенного содержания, грамотными в вопросах интернета и мобильной связи и всегда будут на связи, что приведет операторов и производителей к необходимости удовлетворять спрос на новые услуги.

Специалисты компании Nokia считают, что все услуги эволюционируют к мобильным и мультимедийным. В первую очередь, начнется сдвиг в сторону передачи изображения. Кроме передачи изображения абонента, дополнение текста картинками и передаче клипов появится новая услуга - передача e-изображений, которая завоюет новые ниши - печать и фотография и даст

старт рынку сопутствующих услуг. Использование изображений, пересылка и распространение приведут к значительному росту трафика данных в мобильных сетях, необходимость временно хранить все больше данных в ваших входных ящиках превратиться в серьезную проблему для фиксированных операторов, появятся новые способы обмена сообщениями, например, конференции (chat), количество сообщений между пользователем и электроникой (информация о здоровье, машине, домашних устройствах и т.д.) значительно возрастет, использование службы сообщений как канала доставки информации (например, подписка на новости, комиксы и т.д.) выльется в рост трафика данных.

Мобильный интернет будет иметь серьезные отличия от того, что мы привыкли видеть на своих рабочих местах. В устройствах мобильного доступа появится удобная для пользователя (визуальная) навигация - интенсивное использование услуги, легкость представления новых услуг ("кликни и попробуй"), поисковые машины, учитывающие персональные приоритеты фильтрации, а также расположение абонента, персональная настройка портала пользователями будет увеличивать их заинтересованности в услугах и способствовать уменьшению оттока клиентов.

Информационные услуги будут максимально персонализированы и будут учитывать местоположение и личные предпочтения абонента. Как следствие, появится новый тип СМИ с местным и персональным содержанием.

Широкое развитие мобильных услуг вызовет рост мобильной электронной коммерции, включая рекламу, платежи, демонстрацию продукции и т.д. Возможность визуально продемонстрировать предлагаемые товары расширяет перспективы использования мобильной коммерции. Продажи от пользователя к пользователю (аналогично газетным объявлениям) будут способствовать использованию услуги и повышать объемы передаваемых сообщений, фильтрация предлагаемых услуг и товаров в зависимости от расположения сделает мобильный терминал уникальным каналом продаж,  электронная коммерция будет расти во всех сегментах по мере роста доверия абонентов, стоимость и ассортимент предлагаемых товаров будет расти соответственно.

 

 

 

 

 

Дмитрий Чурсин, "РосБизнесКонсалтинг" (http://www.rbc.ru),

 

  в начале выступления заявил, что из 2 000 000 абонентов российских сетей GSM используют WAP порядка 10 000 человек. Основными факторами, сдерживающими развитие технологии WAP, являются следующие: сравнительно высокая стоимость мобильных устройств с поддержкой этого протокола и неинформированность пользователей. Для решения проблемы неинформированности в РБК было создано HTML-зеркало WAP-сайта РБК (http://www.rbc.ru/wap/mobile.html). Содержание сайта формируется скриптом, преобразующим WAP-страницы в HTML.

По мнению докладчика, существуют несколько вариантов использования WAP в коммерческих целях: платный доступ и реклама. Платный доступ будет отличатся от доступа с использованием HTML только отсутствием необходимости авторизации с применением традиционных логина и пароля. Авторизация будет проходить с использованием информации о номере телефона абонента. Причем, билинг может проходить как через оператора мобильной связи, так и через контент-провайдера. Реклама же на WAP-ресурсах намного эффективнее традиционной. К примеру, средний CTR составляет 7%.

В заключение выступления Дмитрий отметил, что определенная небольшая финансовая эффективность внедрения WAP'а существует. Но только популяризировав эту технологию, можно будет задумываться о серьезных прибылях.

 

 

Шагит Резников, "Мобильные ТелеСистемы" (http://www.mts.ru) заметил, что с первого дня появления GSM-сети МТС абонентам была доступна передача данных, но, несмотря на то, что существует возможность пользоваться этой услугой, количество абонентов составляет порядка 1%. Это обусловлено тем, что это не очень удобно с точки зрения мобильности (необходима PCMCI-карта, ПО, соединительный кабель и т.д.).

Докладчик отметил, что появление WAP-первая попытка сделать мобильный доступ более простым, удобным и доступным. Через WAP абонентам  МТС доступен стандартный набор услуг: информация о компании (телефоны, услуги, покрытие, офисы продаж, поддержка

 

), инфо-каналы (новости, п

огода, финансы, транспорт, развлечения, справка

 

), WAP-сервисы (отправка е-mail, WAP-чат, HTML - фильтр, UseNet

Версия броузера, открыть URL

 

), мобильный банк, ссылки (порталы, новости, WAP сервисы, развлечения, компании, разное

). Но даже при наличии не большого количества услуг WAP пользуется популярностью среди абонентов. Шагит привел данные по росту количества запросов в WAP по дням. Резкий рост их количества после внедрения системы "Мобильный банк" говорит о потенциальной эффективности внедрения новых WAP-сервисов и о существенном спросе на них.

МТС планирует персонализировать свои WAP-станицы т.е. каждый абонент сможет подготовить нужный ему набор услуг, которыми он

чаще всего пользуется.

 

 

Игорь Рыженко, "Би Лайн" (http://www.beeline.ru) рассказал о решениях мобильного доступа в интернет от БиЛайн. Транспорт обеспечивается транспортными услугами, связывающими мобильный терминал с интернетом. Максимальные теоретически достижимые скорости передачи данных для разных стандартов составляют: для CSD 1 - 9600 bps (классический GSM), CSD 2 - 14400 bps (расширенный GSM), GPRS - 115200 bps, EDGE - 384000 bps, 3G - 2 Mbps.

Доступ в интернет на основе GPRS осуществляется через BTS или BSC и обладает намного более развитыми возможностями по сравнению с другими стандартами: максимальная скорость передачи до 115 kbps, высокая скорость установления соединения

, поддержка распространенных сетевых протоколов (TCP/IP), возможность высокоскоростной передачи данных в движении.

Игорь отметил, что БиЛайн кроме доступа в интернет, предоставляет возможность доступа к информации, расположенной на информационном портале, который позволяет получить информацию из интернета на любое мобильное устройство. Порталом можно пользоваться через SMS, WAP, S@T и интернет.

Сервисы, доступные на портале включают в себя: бизнес (транзакционные услуги,

органайзер

, финансовые новости

, телефонный бизнес-справочник

 

), повседневная жизнь (прогноз погоды

, автомобильные пробки

, микро платежи

, управление своими счетами, location-based Services, резервирование билетов

, community, даты

 

), развлечения (театры, кинотеатры и др.

, шутки, тосты, афоризмы

, игры

 

).

 

 

 

 

 

 

Во второй части семинара прошел “круглый стол”, в котором своими мнениями поделились и ответили на вопросы слушателей: Вячеслав Ерохин, "Ericsson" (http://www.ericsson.ru), Станислав Борисов, "Nokia" (http://www.nokia.com.ru, http://www.nokia.com), Шагит Резников, "Мобильные ТелеСистемы" (http://www.mts.ru), Александр Корсунский, "Mobile Communications RE" (http://www.mobilecomm.ru).

 

Осуществлялась прямая трансляция семинара на сервере http://www.a-z.ru.

 

Доступ в Интернет предоставлен компанией DirectNet, телефон: (095)755-7750.

 

Проведение некоммерческих семинаров РОЦИТ осуществляется с использованием средств организаций, поддерживающих деятельность РОЦИТ, руководители которых являются членами
Совета РОЦИТ.